Работаем по всей России
+79613381888
[email protected]
OnlineStudHelp

ЗАПОЛНИ ФОРМУ И УЗНАЙ
ТОЧНУЮ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ

Введен недействительный тип данных

Укажите название предмета

Введите ваше имя

Введите номер телефона!

Введен недействительный тип данных

Введите ваш емайл правильно!

Введен недействительный тип данных

Файлы: .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png, .zip, .rar
Максимальный размер загружаемого файла: 10M

Сотни довольных клиентов и положительных отзывов за 7 лет работы!
Мы экономим ваши деньги и время, качественно выполняя свою работу!
Помощь оказывают профессионалы своего дела: преподаватели ВУЗов и кандидаты наук!

Этичное отношение к живому в мировых религиях. 70308+

Мнимое бесправие животных,

заблуждение будто наши деяния относительно них

не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали,

будто перед животными не существует никаких обязанностей,

в этом проявляются возмутительные грубость и варварство.

А. Шопенгауэр

 

Все начинается с малого

В современном мире много говорят об этике, об этичном отношении к живому, именно на принципах этичности строится бережное отношение не только к животным домашним и диким, но и к растениям и к окружающей природе в общем.

Все начинается с младенчества, любят говорить психологи и педагоги. И этому мнению сложно что-то противопоставить. Наши дети копируют поведение взрослых, в том числе и поведение по отношению к окружающей природе. Если мама не видит ничего зазорного в том, чтобы пнуть кошку, то и ребенок будет делать тоже самое. Если родители покупают собаку, а потом выбрасывают на улицу — то скорее всего ребенок в будущем может поступать также. Сорвать траву, выбросить мусор в лесу, раздавить жука — все это норма, мало кто остановит малыша и расскажет ему о том, что травинка или жучок-это маленькая жизнь, которую тоже нужно ценить и уважать. Ведь все начинается с малого. Не оберегая малое как сохранить большое?  Вот и получается что в нашем цивилизованном и гуманном обществе нет места для уважения к жизни во всех её проявлениях, а есть жажда потребительства, воспитанная с детства, необузданная этикой жажда иметь больше, брать от природы все, разграбляя и уничтожая все живое.

Многие взрослые очень осуждают убийства животных, вырубку лесов, а между тем не задумываясь могут выбросить бумажку в лесу или бросить сигарету или пройти мимо ребенка бьющего палкой дерево — это мелочи, казалось бы, но именно они начало большего.

Как же так получается, что при таком многообразии голосов в защиту живой природы мы фактически имеем пренебрежительное к ней отношение? Казалось бы все религии мира осуждают жестокость по отношению к живому, а так ли это на самом деле? И Что кроется за догмами западных и восточных религий? Разобраться в этом вопросе мы сможем проанализировав законы отношений к живому в основных мировых религиях.

 

Истоки. Язычество.

Если брать за основу эволюционную теорию Чарльза Дарвина и ислледования антропологии, получается, что человек вышел из среды животных. Определенные физиологоические и анатомические свойства позволили некогда предкам человека перейти на иной уровень развития.

Антропологи находят на местах стоянок неандертальцев и кроманьонцев следы поклонения людей высшим силам, тем которых древние люди боялись,  так как не понимали истинной причины явлений. Такими силами были вода, ветер, огонь. Но древние люди поклонялись ещё и животным — тем от которых приходилось защищаться и тем, которые кормили человека. Поклонялись также и растениям. Так зарождалось язычество, появлялись боги, которые отвечали за различные аспекты бытия человека. В язычестве человек был одним целым с природой, не было противопоставлений — были враги и друзья-злые и добрые духи, природа была домом для человека. Более того люди ассоциировали себя с такими животными как медведи, волки, змеи, у многих племен на разных континентах существовали тотемы — животных покровители племени или рода.

Тотемизм - универсальная древнейшая форма почитания животных, в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных.

Рис.1. Тотемы различных народов

Интересно, что тотемизм как в зачатке содержит в себе все те первоосновы,  которые потом проявились в различных религиях: это и разделение на разрешенных и зарещенных животных и отождествеление себя с божеством, поиск в себе божественного начала.

За бесцельное, а тем более жестокое отношение к  живому существовало страшное наказание. Ярким примером тому служит культ деревьев  кельтских друидов. За издевательство над деревьям грозило страшное наказание — виновного пригвождали к дереву и  обматывали его кишками это дерево.

В отношениях человека и природы действовало одновременно несколько принципов основанных на эмоциональном восприятии —страх, сострадание, милосердие, принцип справедливости.

По мере развития человеческого общества и технологии страх отступал, но оставалось место справедливому отношению и милосердию.

Во взаимоотношениях человека и животных обычно действовали оба принципа: сострадания, милосердия и принцип справедливости. Ход логической мысли был обычно таков: поскольку животные способны чувствовать и понимать, они могут испытывать страдания, как и человек; они могут иметь сходные потребности — питаться, иметь кров и др., — как и человек. Поэтому справедливость требует, чтобы к их страданиям и потребностям человек отнесся со всей серьезностью.

Среди известных деятелей движения в защиту Прав животных одни (философ Том Риган) основали право животных на защиту от страданий на принципе справедливости; другие (философ П. Сингер) стремились воздействовать на эмоции людей, рисуя картины страданий животных.

 

Египет - отношение к животным

Очень часто полезные для человека свойства животных становились поводом для возведения их в ранг священных. Именно это произошло с кошками — священными животными Египта. Кошки охраняли амбары с зерном, а следовательно спасали людей от голодной смерти, что и стало поводом к благоговейному отношению к этим ловким животным.

Убийство священного животного в Древнем Египте каралось смертной казнью, а древнегреческий историк Геродот, живший в середине V в. до н.э. свидетельствовал, что смерть кошки у египтян оплакивалась горше, чем смерть сына. Кошек мумифицировали, а затем хоронили. В процессе археологических раскопок в Египте были обнаружены целые кладбища мумий священных кошек.  Человека. Который убил, хотя бы одну священную кошку казнили с позором.

Рис.2 Священные кошки Египта

В цивилизации Древнего Египта люди поклонялись богам в образе животных.

Рис. 3 Бог Гор

Рис.4 Анубис

Рис. 5. Апис

Роль животных в религиозных верованиях народов Земли была удивительно разнообразной. В облике животного нередко выступало само божество. Животное считалось спутником или помощником бога. Так, в религии древних греков богиня охоты Артемида изображалась с ланью, ужасный пес Кербер сторожил вход в ад. У многих народов происхождение людей связывалось с млекопитающими, птицами, рыбами и даже насекомыми. Калифорнийские индейцы племени койотов верили, что их предками были койоты. Многие группы сибирских народов - обские ханты, нарымские селькупы, уральские манси вели свое происхождение от медведя, зайца, гуся, кедровки, журавля, щуки или лягушки. Животные выступали покровителями людей, помогали им в промыслах. У эскимосов Канады и Баффиновой Земли благодетельницей считалась богиня Седна в образе моржихи, у эскимосов Лабрадора существовало мужское божество в образе белого медведя. В мифах многих народов животные дают людям огонь, служат источником разных благ, учат обычаям и обрядам.

 

Отношение к животным и природе в античной Греции

Об обожествлении животных в Доевней Греции нам многое рассказывают мифы.

Если проанализировать все факты, то получается что:

  • боги превращались периодически в животных - Зевс в быка, орла, лебедя, муравья, Дионис — в быка, козла, льва, пантеру, Посейдон — в коня;

  • слхранение некотрых черт в образе богов, например. Артемида — медведица, Гера и корова, Пан и козел;

  • священные животные, сопрвождающие богов - орел и бык у Зевса, сова и змея у Афины, конь, бык и дельфин у Посейдона.

Рис. 6 Артемида

У Древних греков были священные животные, которым  поклонялись и были те, которые предназначались для жертвоприношений, например, ворона грифон, волк — Аполлону, петух, змея — Асклепию.

В Древней Греции существовало несколько философских школ, одна из которых, основанная Аристотелем, признавала правомерность неравенства между людьми, в частности, рабства, и усматривала пропасть между людьми и животными; считалось, что животные созданы для блага человека. Это учение Аристотеля было изложено в более примитивном виде последователем Аристотеля Ксенофонтом и другими. Антропоцентризм Ксенофонта был удобной философией, освобождавшей человека от угрызений совести по поводу судьбы других существ, и приобрел большую популярность. Значительную поддержку это учение получило в лице католического религиозного философа XIII века Фомы Аквинского.

В своей книге "Сумма теологика" Фома Аквинский утверждает, что растения и животные существуют не ради самих себя, а ради человека; бессловесные животные и растения лишены разума и поэтому естественно, что они используются человеком для его пользы.

            Фома Аквинский указывает, что три возражения могут существовать против права человека убивать животное. Первое — это то, что Бог создал всех живых существ и поэтому они должны быть сохранены. Второе — это то, что лишать животное жизни — это убийство, а всякое убийство — это грех. И третье — поскольку в Законе моисеевом убийство быка или барана другого человека является преступлением, за которое положена смертная казнь, то из этого следует, что убивать животное грешно. И Фома Аквинский указывает, что эти три возражения недостаточно серьезны и их можно опровергнуть. Он утверждает, что нет греха в том, чтобы использовать вещь для той цели, для которой она создана. Далее он говорит, что порядок вещей таков, что менее совершенные используются более совершенными. В процессе возрождения новых поколений природа идет от несовершенного к совершенному. И поэтому ничего нет грешного в том, что человек использует растения для пользы животных, а животных для пользы человека. Что касается убийства животного, принадлежащего другому человеку, то Фома Аквинский говорит, что здесь речь идет только о собственности другого человека, и поэтому оно является незаконным. Фома Аквинский считает, что, поскольку животные неразумны, даже сострадание распространять на животных неправильно, так как сострадание подразумевает своего рода дружественные отношения к объекту сочувствия. Опровергая эти три возражения, Фома Аквинский считает, что человек имеет право убивать животных.

Доктрина Фомы Аквинского стала одной из важнейших религиозных концепций в Западной Европе в отношении животных, начиная с XIII века. Его идеи стали ставиться всерьез под сомнение лишь в XVIII и XIX веках.

Но тем, не менее, современное западное общество все ещё следует этой морали, демонстрируя потребительское отношение к природе.

            Идеи Фомы Аквинского легли в основу католической христианской церкви, что повлекло за собой

            В настоящее время антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения. По словам М. В. Гусева (Московский университет, биофак) антропоцентризм продолжает представлять одну из разновидностей дискриминационных воззрений людей, не отвечающих требованиям истинной этики. Если наиболее низкому нравственному и духовному уровню человечества отвечала такая позиция, как эгоцентризм, близко к которой стоят расизм, национализм, то антропоцентризм недалеко отстоит от этих воззрений — считая правомерным удовлетворять только интересы человека и делать это за счет других биологических видов.

 

Животные в Древнем Риме

Отношение к животным и вообще к живому в Древнем Риме сводилось в основном к трем направлениям:

  • обожествление и поклонение некоторым из них;

  • использование для хозяйственных целей;

  • использование в боях.

Отношение к животным, участвующим в боях было крайне жестоким и беспощадным. В римском обществе, давшем начало многим современным европейским ценностям не оказалось места для милосердия и жалости к животным, которых использовали для зрелищ и развлечений. Ярким примером того может служить письмо Кассия:

«Первое письмо Кассия другу своему Луцию

Пишу тебе из Рима, где только что я на играх присутствовал, кои император Домициан в Колизее давал. Я увидел бой с носорогом, император был в таком восторге, что повелел оттиснуть медали с изображением этого животного! У меня нет намерения задерживаться здесь надолго, ибо новости, которые у всех здесь на слуху, удручающи: императору авгуры предсказали неприятные события, поговаривают о заговоре в его окружении.

Скажу однако, тебе, что я не верю ничуть в предсказания эти. Я полагаю, что, как Лукреций сказал, человека вырвать надо из его суеверий. Ну серьезно ли, государство чтобы принимало свои решения, глядя на аппетит священных кур? Цицерон уже поставил под сомнение это обстоятельство.

Я видел, как во время луперкалий - праздника очищения и плодородия - священники, принеся в жертву богам собак и козлов, разрезают их кожу на ремни. Затем, покрытые шкурами коз, они бегут за женщинами, пришедшими к ним, дабы они избавили их от бесплодия, и на бегу ударяют их этими ремнями. Не знаю, была ли у тебя возможность присутствовать на жертвоприношении, предназначенном снискать милость богов. Греки, критяне и, по слухам, евреи украшают быков и коров цветами, а затем закалывают их и иногда даже окропляют себя их кровью. Я предпочитаю другое зрелище, а именно: когда всадники хватают быка за рога и прижимают его к земле. Этот обычай привезен к нам, кажется, также из Крита, но я нахожу его более достойным, чем купание наших жрецов в крови на каменных жертвенниках. Знаю, мой скептицизм не по нраву придется тебе. Но правда ли ты веришь, что «Святая весна», декрет о которой принял Сенат в начале 2-й Пунической войны, сможет повлиять на исход битвы? Убиение всех животных, родившихся весной, Ганнибалу не помешало нас разгромить при Требии у Тразименского озера и при Каннах. Правда, верно и то, что Сципион положил всему конец, одержав победу при Заме…»

 

Как формировалось отношение к животным в современных религиях

Если в эпоху язычества и поклонения животным и духам природы человек часто считал себя потомком тех или иных животных, то такие религии как ислам или христианство, буддизм или иудаизм требовали признание человека божественным творением по образу и подобию бога, независмо от животных.  В таком свете, силы природы сами по себе отходят на второй план и также считаются замыслом божьим. А само отношение к природе в общем и к животным в частности теперь трактуется канонами священного писания, характерного для той или иной регилии.

На этом моменте очень важно отметить как разниться западная и восточная философия, какое в корне отличное по своей сути отношение к живому у испанских христиан и у буддийских монахов к примеру.

Идеология античности и католической церкви привели к процветанию жестокости и потребительского отношения к животным.

На протяжении многих веков философия и религия западных культур противопоставляла человека всем  остальным живым существам, приписывая ему исключительность и избранность.

Считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности. Это мировоззрение отражено в крылатом выражении: "Все для человека" — человек царь природы, человек центр вселенной.

На формирование христианства большое значений оказала Римская Империя.  Правозащитники Рима заботились только о правах человека и отношение к животным никак не регламентировалось. В законах ничего не было сказано о наказаниях за безнравственное, жесткое отношение к животным, их убийства и пыток. О милосердном и справедливом отношении к живому взывали лишь мыслители - Овидий, Сенека и особенно Плутарх, высказывались за необходимость сострадания к любому живому существу, которое способно чувствовать.Но, к сожалению их голос не был услышан законодателями.

 

Христианство

Основой христианской религии является любовь и милосердие, но прежде всего речь идет о любви и милосердии к человеку. Библия закрепляет за человеком господство над природой, ведь человек создан богом по образу и подобию своему, в отличие от остальных животных, а поэтому автоматически попадает на пъедестал царя всего живого, то есть первого после бога на земле. В библии сказано, что человеку дано право господствовать  над животными. Но почему-то этот термин понимался как властвовать, а не опекать, защищать и мудро распоряжаться, как господствует Бог.  Животные были обречены утолять потребности человека, а потребности эти росли и росли с невероятной быстротой. Жажда обогащения послужила причиной неуемной охоты и промысла истребления многих видов животных и сокращению численности других. Технологический прогресс лишь помог человеку стать ещё более жестоким и изощренным убийцей.

Почему же так произошло, одной из возможных причин почему отношения человека к животным не было строго регламентировано библией, а точнее Новым Заветом это борьба раннего христианства с язычеством и неотъмлимыми его ритуалами поклонения животным.

 К сожалению, "по словам Леки, ни один из христианских писателей не выразил ничего равного призыву Плутарха - быть милосердным к животным - в течение последующих тысячи семисот лет после смерти последнего.

Впоследствии в христианстве кратко выраженная идея теологических или богословских, прав животных звучит так: если Бог стоит за ними, то мы не можем быть против них. При этом тот  факт, что человек ставиться «царем» природы становиться возможным использование живых существ для удовлетворения своих потребностей.»

 

Православное христианство

Православное Христианство в основе своей имеет нравственные принципы учения Христа. Но необходимо сделать существенное дополнение, ведь дохристианская славянская Русь была языческой, где существали свои покровители , животных, свои тотемы, есть даже аналог китайского гороскопа, в котором наиболее распространеннные на территории Руси животных соответствуют определденным месяцам. На Русси к животным всегда относидлись с уважением и милосердием.

Обычаи христианства и язычества так тесно переплились в нашей религиозной культуре, что получилось совершенно новая, уникальная ветвь православной христианской рилигии, сочетающей принципы добра и справедливости с любовью не только к человеку, но и ко всему живому, как к уникальному удивительному творению Божью.

Об уважении к окружащему живому — растительному и животному миру много пишут святые старцы, наставляя народ был милосердным и мудрым со всякой живой тварью.

Один из известнейших, особо чтимых русских святых Сергий Радонежский приручал диких животных, приходивших к монастырю из лесов.

Любимейший православный святой позднейшего времени (XIX век) Серафим Саровский изображается с медведем, которому он дает кусок хлеба.

Рис. 7 Серафим Саровский угощает медведя хлебом

Появление животного на иконе многозначительно. Это изображение не символично, но автобиографично, и иконописец желает подчеркнуть, что святой был столь милостивым, что это чувствовали даже дикие звери и подходили к нему, не боясь и не нападая.

В русской Православнй церкви было посвящено несколько работ об этике отношения к животным, добром и заботливом обращении.

« В 1912 г. Московское общество любителей духовного просвещения выпустило небольшую брошюру "О кротком и жалостливом обращении с животными". Автор книги называет грубое и жестокое обращение с животными пороком, который "тем более заслуживает порицания и осуждения, что ничем не может быть извиняем". Автор продолжает, что только "неудержимое раздражение и жестокость сердца" заставляют людей бить животных, плохо ухаживать за ними, и называет тех людей, которые вступаются за животное, "добрыми образованными христианами". Автор рекомендует с раннего детства учить детей кроткому обращению с животными; как аргументы при воспитании детей предлагаются беседы о красоте всех творений, о пользе животных для человека, а также рекомендуется возбудить интерес к миру живого рассказами о жизни животных, их повадках. Автор брошюры ссылается на тексты Псалмов, говорящих о том, что Господь в своем промысле не забывает животных, и это должно направлять людей на путь доброго отношения к ним также. Жалостливость, сострадание и любовь автор называет дарами любви Божьей и призывает беречь в себе эти чувства.»


«В 1915 году в Троицко-Сергиевской Лавре была опубликована небольшая проповедь "Блажен иже и скоты милует", заголовком которой было выбрано известное изречение. В ней содержатся призывы "не бранить, и не клясть свой скот", "не бить, не изнурять его непомерными работами, голодом и холодом, но миловать его, оберегать его от всего недоброго". Более того, людей призывают молиться за скот, как это делает Церковь. Автор проповеди ссылается на священное писание и называет прямой заповедью Божией наказ быть милостивым к животным; он приводит слова Писания: "не презри вола работающего", а также: "блажен, иже и скоты милует". Автор призывает не только быть добрым к своему животному, но вступаться за чужую скотину и отговаривать хозяина не бить ее.»

Иудаизм
Повествование Ветхого Завета рассказывает о более менее гуманном отношении иудеев к животным. Если не считать традиций жертвоприношения. Хотя и эти традиции осуждаются прповедником Исаей. В библии очень много упоминаний о милосердном отношении к животным и защите их, которые становятся моральным долгом верующих.

«Священное Писание также указывает, что человек, наравне с животными, должен делить плоды земные, а также предписывает давать отдых домашним животным: быку, ослу, другому скоту - в день субботний, когда отдыхает человек, например: "Но на седьмой день ты должен отдохнуть, и твой бык, и твой осел могут отдохнуть" (Исход 23:12).» В Экклезиастах утверждалось: "Человек не возвышается над зверем, это все тщеславная гордыня". Однако, в толковании Библии Талмудом эти обязанности перед животными нравственного порядка понимались уже иначе - как забота о благосостоянии человека, для которого скот являлся источником материального благополучия.»

Ещё одним немаловажным аспектом биоэтического отношения к живому у иудеев являлось воспитание подрастающего поколения с помощью животных. Доброе отношение, забота о животных развивают в детях милосердие и доброе отношение ко всему окружающему и в том числе другим людям.

 

Ислам

Вопросу отношения к животным в исламе уделяется большре внимание. Для мусульман это нравственная проблема.  «Коран утверждает, что животные могут познать своего Создателя и поклоняются ему.»

Мусульмане верят что Аллах создал людей и животных и душа есть и у людей и у животных, только у животных она несколько иная, чем у человека. Человек превосхходит животных не умом и физическими возможностями, а сознанием и силой духа, подаренными человеку Аллахом.

Коран говорит о том, что человеку богом дана власть господствовать над животными, но это совсем не означает что можно использовать животных без сострадания и жалости, ведь плохо обращаться с животными, значит нарушать волю бога. Назначение человека нести в мир добро и милосердие, а не горе и боль не только людям, но и животным.

«Забота о благополучии животных, которая читается в исламских религиозных документах, выходит за рамки просто предотвращения жестокого обращения с ними. Ислам побуждает людей взять на себя ответственность за благополучие животных: законы Ислама запрещают причинять животным боль, убивать их, кроме как в случае получения пищи. При этом, как и в иудаизме, закон поучает убивать животное быстро и с наименьшими страданиями. Закон запрещает убивать животных ради развлечения, ради получения предметов роскоши, лишать свободы диких животных и держать их в клетках; выращивать домашних животных в тесных клетках и грязи; пользоваться капканами, силками и другими снастями, приводящими к долгой и мучительной смерти животного. И, наконец, запрещается использовать животных в болезненных экспериментах, а также в исследованиях, приводящих к калечению животного или его смерти.»

Индуизм, буддизм, джайнизм — как самые гуманные религии мира

 

Индуизм—древнейшая национальная религия Индии. По числу приверженцев он является одной изсамых распространенных религий мира. Приверженцы индуизма составляют приблизительно 83 %населения страны. Он распространен также в других странах Южной и Юго-Восточной Азии: Непале,Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке.

Прежде всего, индуизм - это конгломерат самых разнообразных идей, течений, направлений и школ, которые сосуществуют в пределах некоего целостного образования и радикально не противоречат его базовым установкам. В индуизме нет и не может быть еретических форм ( в привычном нам христианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной вере. Каждая форма и каждый культ обладает в глазах адепта известной этической ценностью.

В отличие от догматических "религий писания"(христианство и ислам), индуизм - религия по преимуществу мифологическая. Именно мифология составляет его незыблемый фундамент, пронизывает всю историю его существования и сохраняет живые традиции мифотворчества вплоть до наших дней.

Джайнизм

Даная религия проповедует ненанесение вреда всему живому в этом мире. Философия и практика джайнизма, в первую очередь, основываются  на самосовершенствовании души для достижения вечного блаженства, всесилия и всеведения. Душа, которая преодолела телесную оболочку  и достигла нирваны, называют джиной. В древних текстах часто джайнизм приравнивается к шраман дхарме и джайн дхарме.

 Джайнизм отрицает существование бога-творца, непогрешимый авторитет Вед и значимость жертвоприношений как способа достижения окончательного освобождения из колеса сансары.

Буддизм— древнейшее духовное течение, открывшее путь к освобождению миллионам своих последователей.

Буддизм — это путь самосовершенствования, смысл которого состоит в полном избавлении от горестей, проблем, неудовлетворённостей, депрессий, боли, стенаний и печали — которые, согласно буддизму, отнюдь не ограничиваются только одной единственной жизнью.

 

Все три данных восточных религиозных направления объединяет отношение к миру, к природе, к окружающим живым существам.

Человек не проивопоствляется природе и не сравнивается с животными, все живое вокруг — это одна большая семья, живущая по законам вселенной, а бог — отец наших братий и сестер — животных, птиц, насекомых, рыб.  Здесь приветствуется не только милосердное и уважительное отношение к животным, здесь культивируется отказ от насилия над животными и как следтствие рекомендации придерживаться вегетарианства.

«Высокое духовное развитие общества в Индии: развитые философия и принципы морали - позволило Индии стать первой страной, в которой религиозно-нравственные принципы запрещали потребление мяса и жестокое обращение с животными»

Есть ещё одна причина по которой нежелательно употребление мяса животных и птиц — это реинкарнация или перерождение, что делает вполне возможным перевоплощение души живущей в прошлой жизни в человеческом теле, а в настоящей в теле лани, по причине каких-то нарушений законов мироздания.

«.... необходимость вегетарианства, как одно из следствий принципа непричинения вреда. Этот принцип - "ахимса" — длброты ко всему окружающему - проповедовали все святые, мудрецы и пророки Индии. Защита животных была важной частью нравственных норм индуса, исповедывавшего индуизм. Ахимса - это и неубийство, и позитивная любовь. Это отношение к миру, которое необходимо, чтобы душа совершенствовалась.» наиболее ярко принципы ахимы отражены в джайнизме, который полностью запрещает убйство и насилие над любыми животными, птицами, рыбами и тд.

(Последователи джайнистской религии известны тем, что организуют по стране больницы для животных. Хотя адепты буддизма сделали колоссально много для защиты животных, джайнисты оказались наиболее последовательными в своих верованиях и поступках.)

В Индии все животные священны. Но наверное наиболее широко в западном мире известны индийские священные коровы, убийство которых смертных грех, а непочтительное отношение влечет за собой наказание. Ведь корова -это изначально кормилица, то существо, котороне дает жизнь. Также известно нашим туристам и трепетное отношение к змеям, убить змею-значит навлечь на себя и свой дом великую беду.

Животные могут быть хорошими помощниками, как слоны к примеру. Но изнурять работой, плохо кормить и неуважительно относиться к животным запрещено.

«В ведических документах прямо говорилось, что те люди, которые совершали насилие по отношению к безвинным животным, доверившимся им, будут караться после смерти. Те животные, которых они убили, пожрут их в их следующем рождении. Ведические тексты, разрешавшие жертвоприношения, напоминали тому, кто это жертвоприношение совершал, что он сам со временем будет принесен в жертву»

Священным животным посвящено много традиций и обрядов.

Рис.8 Священная корова в Индии

Рис. 9 Наги — мифический народ людей-змей в Индии

Рис. 10 Бог Шива

Рис.11 Культ змей в Индии

«Верующий индус воспринимает свои поступки по отношению к животному как ступеньки на пути к спасению. Если это отношение в определенной степени снижает нравственную ценность добрых поступков индуса, то с другой стороны, религиозный характер предписаний быть милостивым с животными делает их доступными для каждого и обязательными; наименее развитая часть населения, которая обычно относится к животным плохо, в Индии ведет себя иначе; и, желая себе добра, люди делают добро животным.»

 Буддизм исповедует веру в перевоплощение: каждое существо может родиться в виде животного, голодного духа, адского существа, демона, человека или бога. Поскольку животные постоянно страдают, рождение животным является наказанием за прошлые грехи. Эта вера заставляет человека постоянно помнить о том, что он может тоже оказаться на месте животного. В поучительных историях, рассказанных Буддой, он рисует себя в прошлых рождениях кроликом, лебедем, рыбой, птицей, обезьяной.

 

Заключение

      Несмотря на то, что все религии в различной степени призывают к гумманному обращению с животными, жестокость и потребительское отношение на протяжении нескольких столетий нисколько не изменяется. Необузданное желание подчинить природу своим прихотям уже привело к гибели большого количества видов диких животных, причем некоторые виды исчезли с лица Земли навсегда.

"После всего, что сказано и сделано, невольно возникает вопрос, почему в нашем так называемом цивилизованном обществе сегодня жестокость человека к животным все возрастает. Почему так трудно изменить отношение человека к животным? Организованные религиозные институты могли бы сыграть важную роль в воспитании людей. Почти 90% населения мира исповедуют одну из главных религий. Каждая из этих религий имеет нравственную платформу, с помощью которой можно было бы влиять на массы, воспитывать их. Но никто никогда не слышал с амвонов проповедей, доносящих до людей слово Божие, о животных. Завет "Возлюби своего ближнего" включает всех ближних и животных тоже"

 Борец за Права животных Том Риган

 

Сбербанк VISA Яндекс Деньги QIWI WebMoney Золотая Корона Терминалы robokassa МТС Билайн Мегафон